Нижний Новгород, ул. Сухопутная, д. 2/2
Мастерская и магазин мозаики в Нижнем Новгороде+7 920 251-33-83
Мозаики Нижнего Новгорода

Студия ГУД предлагает вашему вниманию новый блог, посвященный истории публичных мозаик Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Мы будем фотографировать мозаики фасадов и общественных интерьеров Нижнего Новгорода и размещать их здесь, стараясь придать изложению хронологический порядок и найти возможно полную информацию об авторах и обстоятельствах их создания.
Простой способ оживить грустный фасад

Недорогое и удачное решение отделки фасада дома — фриз из обычной мозаичной смеси:

Нижний Новгород, ул. Костина, 1

Мозаичная икона часовни на Ильинской улице

Выполнена для медальона над входом часовни в честь иконы Казанской Богоматери на Ильинской улице из смальты, пока неизвестным, скорее всего, современным автором на очень достойном уровне:

Нижний Новгород, ул. Ильинская, 86

Мозаика мемориала работникам завода "Сокол", погибшим в ВОВ

Стела с мозаикой из стеклянной смальты является частью композиции "Мемориала Славы в память о работниках авиационного завода "Сокол", погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.", созданного в 1967 году:

 

Нижний Новгород, ул. Чаадаева, 9

 

1960-70-е гг. Мозаики из керамической плитки на фасадах зданий Нижнего Новгорода

Серия мозаик на фасадах торцов жилых домов по ул. Ванеева, построенных в 1960-е гг.:

Нижний Новгород, ул. Ванеева, 82

 

 

Нижний Новгород, ул. Ванеева, 84

 

Нижний Новгород, ул. Ванеева, 86

 

Нижний Новгород, ул. Ванеева, 90

 

 

Нижний Новгород, ул. Адмирала Васюнина, 1/1

 

Мозаика на торце жилого дома, выполненная в честь юбилея революции 1917 г.:

Нижний Новгород, пр-т Ленина, 41

 

Мозаики на фасаде столовой завода "Гидромаш" (с двух сторон от входа):

Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 24

 

Хороши, кажется, только своим месторасположением: если ехать по пр-ту Гагарина и свернуть на "Университете" в сторону "Гидромаша" попадете на Артельную улицу, а доехав по ней до конца — в нашу студию мозаики.

Мозаики Любимова

Валентин Васильевич Любимов (р. 1930, Богородск, Нижегородская обл.) — выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной; художник-монументалист.

Автор большинства крупнейших мозаик Нижнего Новгорода советского периода: мозаики главного зала Московского железнодорожного вокзала, мозаичного панно на фасаде дома напротив стадиона "Старт", мозаики станции метро Чкаловская, бассейна "Дельфин", мозаики на фасаде административного здания Машиностроительного завода.

Мозаики у главной проходной ГАЗа

Вероятно в конце 1960-х гг. возле главной проходной Горьковского автозавода были установлены две бетонные плиты с мозаичными панно на них.

Мозаики выполнены из стеклянной и золотой смальты:

 

На заднем плане мозаичного панно — модельный ряд автомобилей, выпускавшихся в 1960-е гг. заводом: Волга ГАЗ-21 (сверху) и грузовики ГАЗ-53 (слева) и ГАЗ-66 (справа).

 

Модель полноприводного армейского грузовика ГАЗ-66 в апреле 1969 года получила государственный Знак качества, который как раз выложен золотой смальтой на бумажном свитке в руке у конструктора.

 

Таким образом, мозаика, вероятно была создана не ранее 1969 года. 

 

Мозаики выполнены московскими художниками.

 

По первоначальному проекту мозаики должны были располагаться на двух высоких стелах — для того, чтобы фигуры инженера-конструктора и рабочего выглядели нормально с высоты человеческого взгляда их пропорции были сознательно искажены автором эскиза.

 

Однако, проект с высокими стелами по какой-то причине так и не был реализован: плиты с мозаиками были поставлены почти что на землю. Не сложилось чего-то у нижегородцев.

 

Зато теперь они вызывают другую, причем единственную, ассоциацию с героями Мэри Шелли: доктором Виктором Франкенштейном и его "созданием".

 

Не правда ли?

 

Мозаики Фроловых в Нижнем Новгороде: 1896-1930 гг.

Начало истории мозаики в Нижнем Новгороде совпало с ранним периодом эпохи модерна — стиля в архитектуре, проектировании и отделке интерьера, а также прикладном искусстве, возродившего многие ремесленные техники: искусство мозаики в их числе.

 

Расцвет искусства мозаики в России связан с именем семьи Фроловых — основателей первой в России частной мастерской мозаики, которой были созданы все крупнейшие мозаики Российской империи и самые известные мозаики Советского союза.

 

Несколько ранних работ мастерской Фроловых были созданы для нижегородских заказчиков в 90-е гг. XIX века: это мозаики для фасада крыльца Художественного музея на Благовещенской площади (совр. пл. Минина и Пожарского) и мозаики для склепа купцов Рукавишниковых на Крестовоздвиженском кладбище (рядом с совр. пл. Лядова).

 

В Нижнем Новгороде Художественный музей был открыт в 1896 году, для чего была специально перестроена одна из башен кремля — Дмитриевская.

 

Была изменена форма стен башни, построен стеклянный световой короб под крышей и входное крыльцо слева от нее.

 

Документально известно, что над ее входом размещался заказанный в Петербурге у Фроловых герб Нижегородской губернии.

 

Его видно на фото, и кроме того, здесь же видны два декора по двум сторонам от входа. Возможно, они тоже были выполнены из мозаики.

 

Нижний Новгород, Благовещенская пл. (впоследствии — Советская, затем — Минина и Пожарского).

 

На этом фото 1912 года фасадные мозаики крыльца почти что можно разглядеть: видно черного оленя, скорее всего — на фоне из золотой мозаики (как сделаны большинство фасадных мозаик Фроловых в Петербурге).

 

А вот на фото 1935 года никаких мозаик уже не видно:

 

Теперь нет и самого крыльца — оно было разобрано при научной реконструкции кремля в 1950-е гг.

 

По некоторым данным, однако, мозаики с крыльца были сняты и хранятся в запасниках Исторического музея.

 

В 1930 году мастерская под руководством В. А. Фролова набирает мозаику для памятника героям революции 1905 года на совр. площади Свободы:

Нижний Новгород, сквер возле пл. Свободы (быв. Острожной)

 

Неиспорченные интеллектом лица строителей светлого будущего: