Нижний Новгород, ул. Сухопутная, д. 2/2
Мастерская и магазин мозаики в Нижнем Новгороде+7 920 251-33-83
Расцвет частных мастерских. Salviati

Во второй половине XIX века, формировавшаяся новая эстетика: развитие национальных стилей в архитектуре, музыке, литературе с их обращением к средневековой истории и мифологическим временам народов мира, базировавшаяся на культуре романтизма, появившейся в Германии в кон. XVIII–нач. XIX вв. в противовес господствовавшей в мире французской рационалистической культуре Просвещения и впоследствии выросшая в одну из линий развития культуры эпохи модерна, способствовала также возрождению ремесленных техник на новом уровне, в соответствием с потребностями цветущих капиталистических обществ.


Мозаичная отделка купола Ахенского собора. Мастерская Сальвиати.

Средневековые ремесленные технологии трансформировались и стали более дешевыми, легкими в производстве и доступными: так, именно в это время в технике витража вместо мощных свинцовых каркасов, державших толстые стекла витражей средневековых соборов, появилась более «легкая» замена в виде спаянной медной фольги, техника, известная по имени своего создателя, одного из известной династии американских ювелиров Луиса Камфорта Тиффани.

В искусстве мозаики происходил тот же процесс: вместо римского (или ватиканского) способа укладки мозаики прямо на стену (т.н. «прямой способ»), использовавшегося с начала истории мозаики, а Риме – при отделке собора св. Петра, появляется другой, более свободный, легкий и скорый в изготовлении. Он известен как «обратный» или «венецианский» способ.


Один из медальонов фасада церкви Св. Марии Магдалины в Паддингтоне.
Мастерская Сальвиати.


Суть его в том, что мозаичное изображение прорисовывалось в зеркальном отображении на полотняной кальке, смальты укладывались на нее с использованием специального клея, затем мозаика заливалась цементным раствором, переворачивалась, с нее снималась калька – и она, уже в виде плиты, была готова к монтажу на стену. Этот «обратный» способ позволял работать не на объекте, а в мастерской и значительно сократить сроки изготовления заказа.

Обратный способ появился в процессе работ по реставрации мозаик собора св. Марка и начал использоваться фирмой Антонио Сальвиати, приобретя большую популярность в Европе и России. Можно смело утверждать, что Сальвиати вернул мозаику миру, возродил тему мозаики, причем не просто вытащил ее из забвения, в котором она находилась со времен краха византийской империи, а сделал мозаику модной. После Сальвиати популярность мозаики растет, она начинает свое победное шествие по миру: Франции, Германии, России, Америке.


Мозаика фасада мемориала принца Альберта. Мастерская Сальвиати.

Кроме того, именно мастерам Сальвиати & К мы обязаны способами получения мозаики с авантюрином и некоторых других разновидностей мозаичного стекла.

Антонио Сальвиати (1816–1890) уроженец Виченцы, юрист. Будучи привлечен к реставрации мозаик собора Св. Марка в Венеции, заинтересовался производством стекла. В 1859 г. совместно с Лоренцо Ради он открывает собственное стеклоделательное производство. Кроме мозаичной смальты фирма изготавливает различные предметы из стекла: письменные приборы, безделушки, бижутерию и пр.


Мозаичный портрет Авраама Линкольна. Мастерская Сальвиати.

В 1866 году вместе с археологом и членом английского парламента Генри Лэйардом (тем самым, которому принадлежит честь открытия Ниневии и раскопки других ассирийских городов) и антикваром сэром Вильямом Дрейком Сальвиати открывает Compania Venezia Murano с отделениями в Венеции и Лондоне.

Среди работ фирмы Сальвиати: мозаичный декор купола Ахенского собора, мозаики алтаря Вестминстерского собора, декор мемориала принца Альберта в Лондоне, мемориала Чемберлена в Бирмингеме, мозаичные медальоны собора св. Марии Магдалины в Паддингтоне (Лондон), мозаичные портреты президентов Авраама Линкольна и Джеймса Гарфилда, подаренные сенату США, мозаика церкви св. Павла «вне стен» в Риме и некоторые другие.


Мозаичный портрет Джеймса Гарфилда. Мастерская Сальвиати.

Мастерская набирает мозаики для пола церкви Воскресения Господня, построенной в Форосе в честь спасения российской императорской семьи при крушении поезда в 1888 г.

Назад, в раздел «Новое время»
Ахенский или Имперский собор – кафедральный собор епископства Ахенского, место коронации императоров Священной Римской империи. Древнейшая и наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох – дворцовая капелла-усыпальница Карла Великого (796–806), в соответствии с заветами византийской архитектуры представляющая собой по форме восьмиугольник высотой в 31 метр и диаметром около 32 метров.