Панно из мозаики в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург, ТВЦ Загородный дом
Ленинский пр-т 140, 2 эт., модуль 235
Панно из мозаики в Н. Новгороде

Нижний Новгород, ул. Сухопутная, 2/2
+7 920 251-33-83
Tiffany Studios: «поиск красоты»

Жизнь Луиса Камфорта Тиффани часто обозначается биографами как «поиск красоты». Это справедливо, поскольку вряд ли можно назвать еще одного человека, который не просто удачно попал в нужную «струю времени» – эпоху модерна, одну из самых, если не самую декоративно насыщенную, но был одним из ее отцов-основателей.

Он искал в прошлом и создавал сам те технологии, которые сделали возможным целые направления декоративно-прикладного искусства: именно Тиффани вернул миру давно заброшенный на свалку истории витраж, который сделался благодаря ему совсем другим, чем тот, что дала готика, что позволило использовать технику витража для создания не только плоскостных, но и объемных произведений.

В развитие своей работы с т.н. «фаврильным» цветным стеклом, Тиффани начинает практиковать его применение в качестве материала для мозаичных панно.

Первые опыты Тиффани в мозаике относятся к концу 1870–х гг., когда он использовал цветное стекло для декорирования каминных порталов.

Сам факт обращения Тиффани с его новым стеклом, которое уже само по себе, просто в листе было произведением искусства, к теме мозаики, родил новационный подход к мозаичной технике.


Мозаика из витражного стекла.

Поскольку само стекло представляло собой бесконечный причудливый переход и изменение оттенков цвета, получавшегося из смешивания стеклянной массы нескольких цветов, оно давало возможность, используя это свойство, подбирать тот или иной рисунок кусочка стекла под конкретный участок изображения. Кроме того, из стекла можно было вырезать фрагменты произвольной формы. Все эти приемы уже существовали до Тиффани в технике флорентийской мозаики, в камне, но именно он успешно применил их к стеклу. Кроме того, поскольку Тиффани сам занимался производством стекла, он мог изготовить такое, какое было нужно для «вот этого» изображения.

Стекло было полупрозрачным и по прохождении через него света приобретало особую яркость и сочность, создавало эффект сказки или «фэнтэзи», как сказали бы сейчас. Это был новый декоративный мир, совсем иной, чем тот, что создается в тесселированной мозаике из моноколора.

Арт-директором и руководителем мозаичной мастерской был Якоб Адольф Хольцер.

Одной из мозаик (1895 г.) Студии Тиффани является мозаичный фриз холла т.н. «здания Маркетта» (Marquette building) в Чикаго. В качестве материала здесь использовано витражное стекло, камень и ракушки. Панно изображает жизнь Жака Маркетта, события его экспедиции в Иллинойс и эпизоды его встреч с местными жителями Америки.



Панно холла здания Маркетта.

В рекламном проспекте «Мозаика», изданном Студией Тиффани в 1896 г., автор объясняет свое обращение к мозаике незабываемым впечатлением от ослепительных интерьеров византийских храмов, увиденных им в молодости. В том же издании он рассказывает о стекле, как о материале, совмещающем практичность и декоративность, поскольку мозаичное стекло устойчиво к влаге, окислению, огню и обветшанию.



В 1907 в Чикаго открывается новое здание универмага Marshal Field’s (с 2006 г. – Macy’s) – «самый большой универмаг во всем мире», как тогда его называли.


Мозаика универмага Marshal Field's.

Его сводчатый потолок, перекрывающий все здание, был отделан мозаикой Студии Тиффани.


Последней и самой любимой работой Тиффани в мозаике стало панно «Сад мечты» (Dream garden) на стене холла здания Издательской компании Кёртиса (The Curtis Publisching Company), выполненной в 1916 г. по эскизу Максфилда Пэрриша (Maxfield Parrish). Размеры панно 4,4х15 м.

Назад, в раздел «Новое время»
Отец Жак Маркетт (Pere Jacques Marquette) (1637–1675) – француз, миссионер ордена иезуитов в Америке. Основатель первых европейских поселений в Мичигане. Первый из европейцев, перезимовавших в 1674–1675 гг. в том месте, где впоследствии был основан город Чикаго. Один из почитаемых в Америке героев.

Marquette building – офисное здание, построенное в Чикаго в 1895 г. Один из ранних примеров применения технологии строительства «из стекла и металла», развитие которой сделало возможным строительство небоскребов.