Нижний Новгород, ул. Сухопутная, д. 2/2
Мастерская и магазин мозаики в Нижнем Новгороде+7 920 251-33-83
Мозаики для Дворца Советов: «голые люди идут к коммунизму»

В рамках грандиозного проекта «Дворец Советов» предполагались и масштабнейшие работы по декору. В проекте было все: мозаики, фрески, майолика, фаянсовые расписные плитки, цветные и рельефные витражи, ковры, гобелены, люминесцентная живопись – и это далеко не все!


Дворец Советов. Фото со стройки.

Наряду с профессиональными художниками планировалось привлечь мастеров народного творчества разных национальностей: украинских вышивальщиц, туркменских ковровщиц, мастеров Палеха, резчиков по дереву, мастеров декоративных тканей, гобеленов и пр.


Проект Дворца Советов.

Общая площадь предполагаемых мозаик для Дворца Советов насчитывала более 3800 кв. м.

В 1940 г. было решено организовать для них особую мозаичную мастерскую в Москве. Ее возглавил художник П. Д. Корин. В студию также вошли: Б. А. Корин, К. К. Сороченко, Л. Е. Хаютина и другие молодые художники. Из-за войны работы ведутся с перерывом: возобновляются в 1943 г. и к 1948 г. два фрагмента огромного панно для вестибюля здания было закончено.

Сюжет для панно назывался – «Марш в будущее». Описание этих панно в духе того времени (1953 год) без комментариев: «П. Д. Корин решает мозаичный фриз как торжественное шествие колоссальных восьмиметровых фигур, развертывающееся по обеим сторонам кольцевого кулуара Дворца Советов в направлении к президиуму и завершающееся над ним триумфальной символической группой рабочего и колхозницы. В величавом и торжественном шествии мощных атлетических фигур мужчин и одетых в легкие одежды женщин, в их героических позах и патетических жестах, с развертывающимися над головами гигантов багряноалыми стягами ясно чувствуется стремление художника выразить героическую сущность нашей эпохи, олицетворяя в гигантских, мощных фигурах мужчин и женщин поколение советских людей – строителей коммунизма, неуклонно и уверенно идущих в будущее, к сияющим высотам коммунизма».


Марш в будущее. Фрагмент мозаики Корина.

Пользуясь мощной пластикой обнаженных тел, широкого и величественного ритма шагающих в будущее гигантов, энергичных жестов и выдержанного в суровых тонах колорита, подчеркнутого мерцающим золотом фоном, П. Д. Корин создает монументальный образ широкого, обобщенного значения, воспринимаемый как победная героическая симфония освобожденного человечества, строящего коммунистическое общество.


Решая этот образ, художник следовал лучшим классическим традициям античности и Возрождения, мастера которых с исключительным умением передавали обнаженное человеческое тело. Некоторыми недостатками, еще не преодоленными художником в его мозаичных фрагментах, являются: известное преобладание в найденных им образах строителей коммунизма физической силы над интеллектом, несколько жесткий, обобщенный рисунок с известным налетом модернизма, безусловно снижающие найденные им монументальные образы»...

Кроме Корина над своими эскизами мозаик Дворца съездов работали и другие художники. Другим автором, успевшим пройти стадию работы над эскизами до того, как работы были свернуты и начавшим работать в материале, был А. А. Мыльников.


Мыльников. Клятва балтийцев. Фрагмент мозаики.

В 1946 г. он частично осуществляет мозаичный набор по своей картине «Клятва балтийцев».

Назад, в раздел «Новое время»
Дворец Советов – неосуществленный проект самого высокого здания в мире, в котором должно было разместиться советское правительство. Грандиозный небоскреб по проекту должен был достигать высоты 420 метров и завершаться 100-метровой статуей Ленина, что сделало бы его выше Эйфелевой башни (300 м), Крайслер билдинг (319 м) и Эмпайр Стэйт билдинг (381 м, со шпилем – 443 м). Дворец советов мог бы быть самым высоким зданием в мире вплоть до 1971 г. (когда в Нью-Йорке была открыта первая, погибшая в 2000 г., башня Всемирного торгового центра).

Его строительство стало особой статьей в экономике СССР, послужило развитию инженерно-строительных технологий. Проект, исполненный архитектором Иофаном, заложил основы архитектурной стилистики, известной как «сталинский ампир» (1932–1956 гг).

Под него было отведено место храма Христа Спасителя – в то время крупнейшей постройки в Москве; 5 дек. 1931 г. храм был взорван, в 1930–е гг. был построен цикл фундамента. Однако по ряду причин (война, строительство высоток, а также принципиальное решение оставить органы власти в их традиционных зданиях царской эпохи) строительство было остановлено. Фундамент был использован как чаша открытого уличного бассейна «Москва», а затем – при воссоздании Храма Христа Спасителя.