Нижний Новгород, ул. Сухопутная, д. 2/2
Мастерская и магазин мозаики в Нижнем Новгороде+7 920 251-33-83
Сталинский ампир: «сеанс черной магии с последующим ее разоблачением»

В предвоенные годы сюжеты немногочисленных еще мозаичных панно отражали вектор советской идеологии, направленный в «светлое» будущее, что было закономерно, поскольку, веру в это будущее реально подкрепляла историческая действительность периода масштабной индустриализации: страна действительно менялась, причем быстро – на глазах одного поколения. Героем мозаик был рабочий.

В военные годы, несмотря ни на что продолжавшие создаваться, мозаичные панно отражали военную тематику. Наряду с рабочим героем стал еще и солдат.

На послевоенные годы и нач. 1950–х гг. приходится гораздо большее, в сравнении с предыдущим этапом, количество мозаичных панно, там даже остаются предыдущие герои, однако, они становятся лишь фоном для другого, единственного в своем роде персонажа – «т. Сталина».

Сталин был везде и во всех ролях: «победителя» в войне, «друга» эстонского народа, именно к нему тянулись детские руки, он встал в один ряд с А. Невским, Пожарским, Мининым и Кутузовым. Буквально за несколько лет был создан целый вал произведений подобного рода.

Как и все, связанное со Сталиным, с 1956 г. такие мозаики начали редактироваться, закрываться фальшстенами или просто уничтожаться. Поэтому, период кон. 1940–х – нач. 1960–х гг. имел «двойную» историю и делится на: «было» и «стало».

На торцевой стене главного зала станции метро «Новокузнецкая» в 1943 г. размещено мраморное мозаичное панно в технике флорентийской мозаики, выполненное по эскизу Б. В. Покровского на тему «Фронт и тыл» (в первоначальной редакции, вместо портрета Ленина – Сталин).


В 1943 г. была открыта станция метро «Завод им. И. В. Сталина» (ныне – «Автозаводская»). Его наземный вестибюль и подземный зал также был украшен мозаиками.


В вестибюле на стене расположена флорентийская мозаика «Богатыри», созданная по эскизам В. Ф. Бордиченко и Б. В. Покровского. На ней показана преемственность русского воинства от былинных богатырей.


Мозаика подземного зала ст. метро Автозаводская.

В подземном зале на путевых стенах расположены восемь мозаичных панно из смальты на тему «Героический труд во время Великой Отечественной войны», а именно: «Кузнечный цех», «Литейный цех», «Механический цех», «Сборка танка на конвейере», «Подготовка самолета к ночному полету», «Вооруженные морские силы СССР в походе», «Уборка урожая» и «В порту» по эскизам тех же художников с участием Ф. К. Лехта.


Мозаики станции метро Автозаводская.

В 1945 г. торцовая стена подземного зала станции метро «Бауманская» была украшена панно в технике флорентийской мозаики по эскизу Бордиченко, изображающая три красных знамени, символизирующие этапы освободительной борьбы русского народа: в 1905, 1917 гг. и в годы Великой отечественной войны.


Мозаика торца зала ст. метро Бауманская.

Сейчас на панно можно увидеть изображение Ленина: после XX съезда оно заменило выложенный там первоначально дубль-профиль Ленина-Сталина.

В 1947 г. наземный вестибюль станции метро «Бауманская» был украшен мозаичным панно из смальты «Знамена победы», выполненном по эскизу художника И. М. Рабиновича. На нем – 16 (по тогдашнему числу советских республик) гвардейских знамен, ритмически восходящих к центру – ордену Победы.

В 1948 г. художником Бордиченко в вестибюле станции метро «Площадь революции», выходящем на «Улицу 25 октября» была выполнена мраморная мозаика, изображающая 16 знамен по числу советских республик, соединенных эмблемами советской страны, должная прославлять 30-летие революции и братство союзных республик.


Мозаика вестибюля станции метро Площадь революции.

До 1956 г. СССР состоял из 16 республик; в этом году Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР, таким образом, СССР приобрел свой привычный состав из 15 республик.
В 1947–1949 гг. художником Студии военных художников им. М. Б. Грекова А. А. Горпенко был выполнен мозаичный фриз интерьера внутри постамента памятнику советскому воину в Трептов-парке Берлина, выполненного по проекту скульптора Е. В. Вучетича и архитектора Я. Белопольского.


Мозаика памятника моветскому воину в Трептов парке.

Большой мозаичный триптих, созданный в 1950 г. по эскизам художников Г. Рублева и М. Иорданского, украсил наземный вестибюль станции московского метро «Серпуховская» (с 1961 г. – «Добрынинская»).

Сюжет левой части – «Парад советских войск». Теперь на красном знамени в руках солдата можно увидеть гвардейский знак: ранее его место занимал дубль-профиль Ленина-Сталина.


Мозаика ст. метро Добрынинская.

Центральная часть триптиха – ковер из красной смальты с изображениями орнаментально организованных гербов союзных республик на фоне которого – красный стяг с портретом Ленина.


Мозаика ст. метро Добрынинская.

На правой части триптиха – «Парад физкультурников». Сейчас группа в центре панно несет портрет Ю. Гагарина: так заменили бывший здесь изначально портрет Сталина.


Мозаика ст. метро Добрынинская.

Мозаичные панно станции метро «Добрынинская» – первый в истории советской монументальной живописи опыт по созданию сложных многофигурных композиций крупных размеров (каждое панно площадью ок. 23 кв. м) из смальты. Они были выполнены в мозаичной мастерской Академии художеств в Ленинграде.

Изначально в торце центрального зала «Серпуховской» («Добрынинской») находился барельеф Сталина в окружении знамен и гербом СССР снизу – в 1960–е гг. он был сбит, а на этом месте появилась мозаика с изображением матери и ребенка в окружении искусственных спутников Земли (космическая тема невероятно популярна в СССР того времени).

Было:Стало:

В 1950 г. в наземном вестибюле станции метро «Павелецкая», примыкавшему к вокзалу (разобран при реконструкции вокзала, но та его часть, где мозаика сохранилась) художниками В. Бордиченко и Г. Машковцевой была выполнена мраморная мозаика «Салют нашим героическим воинам». Композиция его такова: по бокам панно стоят шеренгами военные фанфаристы, играющие марш победы, в центре – силуэты зданий кремля, над панно – круглый медальон с изображением Сталина (очевидно призванный играть роль солнца, которого тут как раз не хватает).


«Фанфаристы». Мозаика ст. метро Павелецкая.

Известно, что в 1950 г. для павильона СССР на Лейпцигской промышленной выставки в технике флорентийской мозаики было выполнено панно с изображением очертаний кремлевской стены, Красной площади и мавзолея Ленина. Судя по описаниям, именно оно было впоследствии установлено в павильоне станции метро Павелецкая.


Панно ст. вестибюля метро Павелецкая.

В 1951 г. мозаичный фриз, выполненный по эскизу И. Рабиновича, украсил павильон-ротонду станции метро «Павелецкая-кольцевая».


Мозаичный фриз станции метро Павелецкая. Фрагмент.

Знамена, выложенные из яшмы, делят фриз на четыре части, в центре каждой из которых помещены натюрморты, изображающие плоды земли: «Цветы», «Овощи», «Хлеба», «Фрукты». На переднем плане – ритмически повторяющаяся гирлянда из цветов и листьев – неотъемлемый атрибут эстетики сталинского ампира.

Кроме того, в торце подземного зала ст. метро «Павелецкая-кольцевая» был бронзовый барельеф Сталина, впоследствии замененный на мозаику с изображением герба СССР и парой мужчины и женщины.


В 1951 г. группа Корина вливается в созданную Метростроем мозаичную мастерскую. Они выполняют восемь мозаичных панно для станции метро «Комсомольская-кольцевая». Общая тематика панно – военные победы русского народа в разные времена. На этих панно, размерами 7,75х5,75 м, заключенных в декоративные барочные картуши, созданные по эскизам архитектора станции Щусева, были изображены: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов, Выступление Сталина на параде 7 ноября 1941 г., а также Взятие рейхстага и Парад победы.


Станция московского метро Комсомольская-кольцевая.

Подобные картуши в стиле барокко Щусев использовал в оформлении Казанского вокзала. Их прообразом стало внутреннее убранство трапезной церкви Богоматери Одигитрия в Ростове. Таким образом, еще раз был подчеркнут национально-исторический стиль оформления станции.

Композиция мозаики внутри постамента советскому воину имеет характер кругового движения вокруг центра помещения, которым является стеклянная шкатулка, в которой хранится пергаментная книга, где перечислены имена всех погибших при штурме Берлина советских воинов.

Над фризом монумента советскому воину в Трептов парке – слова Сталина, выложенные золотой смальтой на русском и немецком языках: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом заслуга советского народа перед историей человечества».

Однако, из немецкой литературы следует, что мозаичный фриз монумента советскому воину был выполнен немецкой компанией Пуль и Вагнер.
Считается, что при выборе сюжета для мозаичного оформления станции Корин руководствовался словами Сталина, произнесенными им на параде 7 ноября 1941 года.

Ввиду того, что этот мозаичный цикл Корина был задуман в исторически-конкретном ключе, а, как известно, «русская история непредсказуема», то он пережил множество перипетий и в ходе своего создания и даже после него.


Александр Невский. Мозаика Корина.

Из речи Сталина на параде 7 ноября 1941 г.: «Пусть вдохновляет вас в этой борьбе мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»

Речь значима тем, что в ней Сталин впервые в советской истории обращается к национальным ценностям, что шло в абсолютное противоречие с коммунистической идеологией, которая по своей сути интернациональна. «Пролетарии всех стран соединяйтесь! и «Да здравствует мировая революция!» – вот настоящие коммунистические лозунги в духе Маркса-Ленина-Троцкого. Сталин был практик, которому было ясно, что рационалистические конструкции мечтателей-утопистов отжили свое и просто бессильны в Отечественной войне.
На первом с конца зала панно был изображен эпизод выхода отряда Александра Невского из Новгородского кремля. На эскизе в руке у одного из воинов князя была развернутая хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. Чтобы она не выглядела как икона, художник был вынужден хоругвь немного «свернуть».

Кроме того, панно расположены по сюжетам в порядке, обратном и истории и логике, да и той же речи Сталина: т.е., панно с изображением Александра Невского было последним по ходу движения, а с изображением Парада победы и Сталина «со товарищи» – первым: архитекторы (по смерти Щусева в 1949 г., станцию завершали другие архитекторы) побоялись «задвинуть» «отца народов» в конец зала.

Однако, панно были оставлены в покое ненадолго: уже в 1953, после расстрела Берия, с панно нужно было убрать его, что и было сделано; затем после 1957 г. и опалы прочих членов политбюро их изображения также убирались, что продолжалось до 1961 года, когда дошла очередь и до Сталина. Поскольку, в некоторых из них его изображение было ключевым, пришлось принципиально менять три панно.


Взятие рейхстага. Мозаика Корина.

На панно «Взятие рейхстага» солдаты держали в руках знамя с изображениями профилей Ленина-Сталина, теперь – одного Ленина.


Триумф победы. Мозаика Корина.

С панно «Парад победы» были убраны все оставшиеся члены Политбюро, а рядом с опустевшими трибунами мавзолея появилось аллегорическое изображение «Родины-матери».

По этому поводу, по доносу одной из служащих метро видевшей процесс набора («Ужас! Иконы в советском метро!»), Корин был вызван в московский горком партии, где секретарями были тогда Е. Фурцева (будущий министр культуры) и Н. Хрущев, который одобрил работы, но посоветовал сделать на хоругви складки, чтобы она не выглядела как икона. Так фрагмент приобрел свой нынешний вид.
По воспоминаниям О. Великорецкого, одного из архитекторов станции, именно на порядок расположения панно Сталин и обратил внимание во время осмотра станции в 1952 году, сказав: «Как же так? Здесь, на виду у всех, поместили картину с товарищем Сталиным, с членами Политбюро, а герой русского народа Александр Невский оказался почему-то в самом дальнем конце станции, где его почти никто не видит. Это неправильно!» Однако, было ясно, что переместить плиты с мозаиками площадью каждой почти 30 кв. м было технически нереально, и молодой архитектор нашелся, ответив: «Товарищ Сталин! Мы же все ждали этой победы целых четыре года!», на что тот хмыкнул и промолчал. Так ситуация была спасена.

За мозаики станции метро «Комсомольская-кольцевая» в 1952 г. Корину была присуждена Сталинская премия.
Судя по непропорциональности размера изображения Ленина (явно оно крупно для знамени такого размера), изображение было попросту перенесено с панно, где знамя с профилем Ленина держал Сталин и где оно теперь было не нужно.
В панно на сюжет парада 7 ноября 1941 г. Корин пытался свести переделки к минимуму (работать приходилось ночами, т.к. работу станции не останавливали) поэтому оставил изображение кремлевской башни на заднике; вместо мавзолея (к тому времени, уже с опустевшей трибуной) изображался участок кремлевской стены, вместо Сталина, за обтянутой красным кумачом кафедрой-трибуной. – Ленин, что-то говорящий солдатам.

Было:Стало:

Парад 7 ноября 1941 г. Мозаика Корина оригинального образца 1951 г.

Работы по «восстановлению исторической справедливости» велись до 1963 года.

В вестибюле станции метро «Смоленская» можно увидеть мраморную мозаику «Эмблемы русского оружия». В ее центре Орден Победы, набранный из пластинок полудрагоценных камней, мрамора и смальты по эскизу Корина.


Мозаики станции метро Смоленская.

На торцевой стене подземного зала станции метро «Новослободская» из цветной и золотой смальты по эскизу Корина было выполнено панно «Мир – миру».


Мозаика Корина для ст. метро Новослободская.

История его, как и предыдущих мозаичных панно Корина, непроста. Началась она еще до сдачи объекта: Корин не успевал к сроку. Композицию сократили. На первоначальном эскизе панно у женщины было три ребенка: было решено оставить ей одного – так работы стало меньше.

Однако, так оно принципиально изменило свой смысл: панно стало походить на икону. Именно так оно и воспринималось современниками: те, кто попроще, ассоциировали его с привычным образом богородицы с младенцем; кто образованней, в том числе и некоторые чиновники, связанные со строительством метро – с «Сикстинской мадонной» Рафаэля – все это им очень не нравилось. Н. Хрущева же, курировавшего станцию, особенно задело еще и то, что женщина была боса – пришлось придумать ей обувь наподобие древнеримских сандалий.

Не следует забывать, что, разумеется, и здесь изначально было изображение Сталина: младенец тянулся к его портрету, находившемуся в верхней части панно – там, где сейчас лента с надписью «Мир». Из описания современника (1953 г.): «Композиционное решение этой темы найдено художником в виде матери с ребенком на руках, смело и уверенно идущей нам навстречу. Улыбаясь, ребенок протягивает руки и радостно смотрит на портрет И. В. Сталина, находящийся в верхней части панно».

Все это категорически не нравилось Хрущеву: из ЦК поступило распоряжение совсем убрать мозаику. Однако, авторы проекта станции обошли его: они оставили мозаику, но перед ней была построена фальшстена, облицованная мрамором – в таком виде станция просуществовала все время правления Хрущева. После его отстранения от власти в 1964 г. по настоянию Корина стенку сломали, а вместо портрета Сталина появилась лента с надписью «Мир во всем мире», тогда же сандалии с ног женщины были «сняты»...

В 1951 г. было выполнено мозаичное украшение станции метро «Белорусская-кольцевая». По эскизу Г. Опрышко были выполнены 12 восьмигранных мозаичных панно из мрамора со смальтовыми включениями для потолка подземного зала станции, а также различные орнаментальные декоры.


Ст. метро Белорусская. Мозаичный герб БССР.

Цикл панно посвящен советской Белоруссии. Он открывается изображением герба Белорусской ССР. Затем следуют сцены на военную тему: «Клятва партизан» и встреча победителей». Далее – сцены мирного труда, строительства, достижения в области народного творчества, культуры и спорта.


Разумеется, и здесь не обошлось без трюков с «разоблачением». На одном из панно были изображены женщины, вышивающие на полотне профиль Сталина. Теперь они «вышивают» Орден трудового красного знамени.

Было:Стало:

5 апреля 1953 г., через месяц после смерти Сталина была открыта станция метро «Арбатская». Для ее эскалаторного зала художником Г. Опрышко была выполнена огромная мозаика с изображением Сталина в полный рост на фоне победных знамен. Она стала и самым крупным, одним из последних и самым недолговечным мозаичным свидетельством культа личности.

Надо заметить, что место было выбрано на редкость удачно: ведь таким образом ты, такой жалкий и ничтожный, поднимаясь откуда-то снизу, неожиданно «поднимался» к «самому т. Сталину», но... он все равно был еще выше и больше... Это было эффектно и как раз «то, что нужно» советскому человеку.


Мозаика ст. метро Арбатская. Старое фото.

Уже в 1955–1956 гг. готовая мозаика со Сталиным была уничтожена: на ее месте осталась лишь рамка.

В проекте станции «Арбатская» было заложено еще 25 мозаичных панно: их эскизы были заказаны Корину и были уже готовы. Корин здесь продолжал свою любимую тему: на эскизах изображались выдающиеся политики и полководцы прошлого и последней войны.

Однако, работа над мозаиками так и не началась: парадигма мышления человека новой эпохи стала другой, сменился дух времени. В него не вписывалась эта традиционалистская ампирная архаика: развевающиеся знамена с золотыми кистями, колонны и лепнина, гирлянды и веночки, бряцание оружием и лица с героическим оскалом вперемежку с портретами «вождей».

Еще одной работой Опрышко в метро стал мозаичный фриз для наземного павильона станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии (1953 г).


Мозаика павильона ст. метро Киевская.

В 1953 Н. Хрущев объявил конкурс на создание станции «Киевская-кольцевая»: из 40 проектов был выбран проект киевского архитектора Е. Катонина.

По эскизам художника А. Мизина и А. Иванова был создан цикл из 18 мозаичных панно для станции метро. Цикл посвящен 300-летию воссоединения Украины с Россией – событиям общей истории русского и украинского народов.


Панно на сюжет парада 7 ноября 1941 года (вручение Сталиным знамени красноармейцу) стало поводом для анекдота. Все было бы хорошо, но панно в своей прежней композиции, хоть и менявшейся в деталях, просуществовало уже десять лет и вошло в память зрителя именно в первоначальном виде: т.е. с мавзолеем Ленина, но все-таки без Ленина. Теперь человек видел композиционно то же старое панно, конечно, без мавзолея, но с живым Лениным. Причем, за трибуной, своей геометрией и цветом напоминающей здание мавзолея. (А, если присмотреться еще, то можно заметить, что трибуна какой-то странной формы, так как зачем-то дана в т.н. «обратной перспективе», т.е. как на иконе).

Считается, что именно отсюда, из-за временных, логических и визуальных нестыковок и появляется в советском фольклоре эта знаменитая своей бесноватой абсурдностью фраза: «Владимир Ильич, выступая с трибуны мавзолея, неоднократно подчеркивал, что...»

На мозаике с парадом 7 ноября 1941 г., казалось бы, узнаваемы Молотов, Берия и Ворошилов, стоящие за спиной Сталина, однако на обороте коринского эскиза его рукой есть надпись с таким перечислением фамилий: Молотов, Маленков, Калинин, Ворошилов, Щербаков.
На одном из панно – Богдан Хмельницкий, провозглашающий воссоединение Украины с Россией в 1654 г., на другом – победа Петра I над шведами в Полтавской битве.


Богдан ХмельницкийПетр I.

Другие панно изображают культурные связи двух народов: на одном из них – Пушкин на Украине, на другом – Тарас Шевченко в кругу русских революционных демократов: Чернышевского, Добролюбова, Некрасова.


Мозаика 1905 г. в Донбассе.

2 октября 2010 г. часть панно «Богдан Хмельницкий» площадью 10 квадратных метров обрушилось. Причиной был назван сдвиг пластов породы пилона.
Панно также изображают сцены революционного движения: «Чтение “Искры”» украинскими рабочими», «1905 г. в Донбассе», «Провозглашение советской власти 25 октября 1917 г.», «Борьба за советскую власть под руководством Щорса».


Борьба за сов. власть под руководством Щорса.

На других панно – исторические события истории советской Украины: «Открытие Днепрогэса в 1932 г.», «Первая тракторная бригада в украинском колхозе», «Демонстрация трудящихся в Киеве», «Торжество воссоединения Западной Украины в 1939 г.», «Освобождение Киева от оккупантов Советской армией в 1943 г.», «Салют победы в Москве 9 мая 1945 г.», «Заключение договора соцсоревнования между металлургами Урала и Донбасса», «Обмен передовым опытом русских и украинских колхозников».


Мозаики Открытие ДнепрогэсаСалют победы.

В заключительной сцене – демонстрация на Красной площади.

В этом цикле панно также не обошлось без «вторых редакций». На панно, где Ленин провозглашает советскую власть, за его спиной были  – Свердлов, Дзержинский и убранный впоследствии Сталин в кожаном пальто.

И стандартная фишка с профилем на знамени:


Воссоединение украинского народа в едином советском государстве.

На торцевой стене подземного зала станции – барельеф со знаменами и мозаичным портретом хитро прищурившегося Ленина, заменившим бывший здесь первоначально портрет Сталина.


Эта станция была третьей станцией московского метро с названием «Киевская». Именно она стала любимым детищем Н. Хрущева – бывшего 1-го секретаря ЦК КП и председателя совета министров УССР.

Она была также последней станцией московского метро, выполненной в помпезной стилистике сталинского ампира.

В 1955 г. была открыта первая очередь ленинградского метро, состоящая из семи станций.

Одна из станций носила название «Сталинская» и во всю торцевую сторону ее подземного зала по эскизу Герасимова был выложен мозаичный портрет Сталина.

В таком виде станцию открыть успели, однако, уже вскоре после ее открытия она была переименована в «Нарвскую», а панно было загорожено сначала фанерной, а затем и кирпичной фальшстеной, облицованной мрамором, тем же, что был использован в отделке стен.


Панно «Изобилие». Ст. метро Владимирская.

Наземный павильон станции «Владимирская» украсило панно «Изобилие», выполненное А. Мыльниковым, А. Королевым и В. Сноповым.

Назад, в раздел «Новое время»
Панно «Борьба за советскую власть под руководством Щорса» уже в наше время стало поводом для шутки: при особом желании в нем можно увидеть... «человека будущего» – якобы работающего на «ноутбуке», разговаривающего в это время по «мобильному телефону» и держащего в другой руке «КПК». На самом деле он разговаривает по полевому телефону, а «ноутбук» – крышка от ящика этого телефона.