Панно из мозаики в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, ТВЦ Загородный дом
Ленинский пр-т 140, 2 эт., модуль 235
Санкт-Петербург, ТВЦ Загородный дом
Ленинский пр-т 140, 2 эт., модуль 235
Панно из мозаики в Н. Новгороде
Нижний Новгород, ул. Сухопутная, 2/2
+7 920 251-33-83
Нижний Новгород, ул. Сухопутная, 2/2
+7 920 251-33-83
Древний Восток
Конусная мозаика
Древнейшие в истории человечества мозаики относят к 2 половине 4 тысячелетия до н. э. Они использовались в дворцовой и храмовой отделке и найдены при раскопках многих шумерских городов Месопотамии, например Уруке, Уре, Эриду.

Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э.
Они составлялись из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8–10 см диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор.
Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым.
Использовались геометрические мотивы: розетки, треугольники, зигзаг.

Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э.
Мозаика с самого начала своей истории совмещала обе функции: декоративную и утилитарную здесь конусная мозаика защищала несущие конструкции, сложенные из кирпича-сырца от влаги и выветривания.
Конусная мозаика
Древнейшие в истории человечества мозаики относят к 2 половине 4 тысячелетия до н. э. Они использовались в дворцовой и храмовой отделке и найдены при раскопках многих шумерских городов Месопотамии, например Уруке, Уре, Эриду.

Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э.
Они составлялись из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8–10 см диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор.
Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым.
Использовались геометрические мотивы: розетки, треугольники, зигзаг.

Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э.
Мозаика с самого начала своей истории совмещала обе функции: декоративную и утилитарную здесь конусная мозаика защищала несущие конструкции, сложенные из кирпича-сырца от влаги и выветривания.
Шумеры народ, создавший древнейшую на Земле цивилизацию (междуречье Тигра и Ефрата). Им приписывается изобретение клинописного письма, колеса, ирригации, обожженного кирпича и пива.
Штандарт из Ура
Так условно назван артефакт, найденный в одном из захоронений шумерского города Ур.
Предмет был сильно разрушен давлением почвы, существует лишь его реконструкция. Она представляет призму, на двух плоскостях которой выложены изображения. В качестве материала применены перламутровые раковины, известняк, лазурит.

«Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э.
Мозаики, выложенные на двух его плоскостях известны как «война» и «мир»: на первой изображения шумерской армии, повозок, поверженных врагов, воинов, обращенных к царю, стоящему в центре с копьем, на второй сцены мира, крестьяне, несущие угощения для пира, сцены самого пира.

«Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э.
Функции предмета непонятны: предполагают, что этот предмет, водруженный на древко, выполнял функции военного штандарта, по другой гипотезе частью некоего музыкального инструмента.
Следует отметить особенности техники, в которой он выполнен: изображения здесь составлены из целых крупных кусков материала, вырезанных по контуру это сближает ее с техникой opus sectile или позднейшей pietra dura (флорентийской мозаики) и инкрустации.
Так условно назван артефакт, найденный в одном из захоронений шумерского города Ур.
Предмет был сильно разрушен давлением почвы, существует лишь его реконструкция. Она представляет призму, на двух плоскостях которой выложены изображения. В качестве материала применены перламутровые раковины, известняк, лазурит.

«Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э.
Мозаики, выложенные на двух его плоскостях известны как «война» и «мир»: на первой изображения шумерской армии, повозок, поверженных врагов, воинов, обращенных к царю, стоящему в центре с копьем, на второй сцены мира, крестьяне, несущие угощения для пира, сцены самого пира.

«Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э.
Функции предмета непонятны: предполагают, что этот предмет, водруженный на древко, выполнял функции военного штандарта, по другой гипотезе частью некоего музыкального инструмента.
Следует отметить особенности техники, в которой он выполнен: изображения здесь составлены из целых крупных кусков материала, вырезанных по контуру это сближает ее с техникой opus sectile или позднейшей pietra dura (флорентийской мозаики) и инкрустации.
Согласно библейским текстам, город Ур родина Авраама основоположника монотеизма, родоначальника евреев и (через сына Исмаила) арабов (Быт. 11:26–25:10). По одной из научных версий, события, связанные со странствиями семьи Авраама из языческого Ура в Ханаан: завет Бога и Авраама, рождение Исмаила, установление обрезания как знака завета, гибель Содома и Гоморры, жертвоприношение Исаака Авраамом могут датироваться XIX–XVIII вв. до н. э.
Мозаика из необработанной гальки или opus barbaricum
Гордион
Мощение пола речной галькой встречается на Крите со времен неолита и практиковалось как в эпоху Минойской, так и Микенской цивилизаций. К позднемикенской эпохе относятся первые попытки орнаментирования. Однако, затем в истории галечной отделки наступает перерыв.

Гордион, Мегарон 2, 8 в. до н. э. Прорисовка мозаичного пола.
Геометрически орнаментированные галечные полы 8 в. до н. э. встречаются в Ассирии и вост. Анатолии, однако, наиболее богатый памятник ранней галечной мозаики найден во время раскопок столицы Фригии города Гордион.
Мозаика покрывала всю площадь пола в помещении 10х11 м, предположительно, храме.

Гордион. 8 в. до н. э. В 1990–е гг. мозаики, были частично демонтированы и перевезены в музей. Современное фото.
В качестве материала использована необработанная речная галька темно-красного, синего и белого цвета с позднейшими вкраплениями желтого и серого.
Изображение лишено единого эскиза и представляет собой скорее «лоскутное одеяло», хаотично составленное буквально из обрывков геометрических орнаментов (свастика, колесо, шахматные клетки, ромб, меандр).
← Назад, в раздел «История»
Гордион
Мощение пола речной галькой встречается на Крите со времен неолита и практиковалось как в эпоху Минойской, так и Микенской цивилизаций. К позднемикенской эпохе относятся первые попытки орнаментирования. Однако, затем в истории галечной отделки наступает перерыв.

Гордион, Мегарон 2, 8 в. до н. э. Прорисовка мозаичного пола.
Геометрически орнаментированные галечные полы 8 в. до н. э. встречаются в Ассирии и вост. Анатолии, однако, наиболее богатый памятник ранней галечной мозаики найден во время раскопок столицы Фригии города Гордион.
Мозаика покрывала всю площадь пола в помещении 10х11 м, предположительно, храме.

Гордион. 8 в. до н. э. В 1990–е гг. мозаики, были частично демонтированы и перевезены в музей. Современное фото.
В качестве материала использована необработанная речная галька темно-красного, синего и белого цвета с позднейшими вкраплениями желтого и серого.
Изображение лишено единого эскиза и представляет собой скорее «лоскутное одеяло», хаотично составленное буквально из обрывков геометрических орнаментов (свастика, колесо, шахматные клетки, ромб, меандр).
← Назад, в раздел «История»
Широко известно выражение «гордиев узел» так называют какой-либо запутанный, трудноразрешимый вопрос. По преданию, царь Гордий, чьим именем назван город, привязал свою повозку в храме Зевса таким узлом, что никто не мог его распутать. Оракул предсказал, что человек, который сможет это, покорит весь мир.
Решение было найдено столетия спустя в 334 г. до н. э. город сдался войскам Александра, тот вошел в храм и одним движением меча рассек узел.
Решение было найдено столетия спустя в 334 г. до н. э. город сдался войскам Александра, тот вошел в храм и одним движением меча рассек узел.
А в это время (8 в. до н. э.) в Греции эпоха Гомера, легендарного поэта-аэда, которому приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». 776 г. до н. э. датой первых Олимпийских игр, начинают историю Греции и античности в целом.