Панно из мозаики в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, ТВЦ Загородный дом
Ленинский пр-т 140, 2 эт., модуль 235
Санкт-Петербург, ТВЦ Загородный дом
Ленинский пр-т 140, 2 эт., модуль 235
Панно из мозаики в Н. Новгороде
Нижний Новгород, ул. Сухопутная, 2/2
+7 920 251-33-83
Нижний Новгород, ул. Сухопутная, 2/2
+7 920 251-33-83
«И целого мира мало»: Puhl&Wagner
До 1890х годов на немецком рынке художественной мозаики преобладала компания Сальвиати, однако, в 1889 году в Берлине, инженером Фридрихом Пулем и художником Августом Вагнером была основана фирма, вскоре сама ставшая монополистом немецкого рынка художественной мозаики и витража.
После многочисленных опытов в стеклоделании ими было организовано собственное производство стекла.
Уже к 1896 г. число работников компании достигало 30–40 человек; для подготовки кадров компания привлекает специалистов-итальянцев.
В 1904 г. компания строит новый стекольный завод.
С самого начала своего существования компания получила поддержку имперской администрации, получая от нее большинство заказов.
Одним из первых заказов компании была фасадная мозаика для портала Эммаусской церкви (Emmauskirche) в Берлине (1890–1893).
Мозаика портала Эммаусской церкви. Пуль и Вагнер.
В то же время (1891–1892) мастерская работает над светским заказом мозаичным панно с аллегорическим изображением музы искусства для фасада Нового театра в Берлине.
Панно для Нового театра в Берлине. Пуль и Вагнер.
Мастерская много работает над заказами для культовых зданий: ими была изготовлена мозаика портала церкви Иммануила (Immanuelkirche, 1893), церкви Благодати (Gnadenkirche, 1891–1895), Новой Назаретской церкви (Neue Nazarethkirche, 1891–1893), Мемориальной церкви Кайзера Фридриха (1893–1895, разрушена), Церкви Спасителя в Иерусалиме (1893–1898), церкви Георгия (1898, разрушена).
Мозаика портала ц. Иммануила. Берлин. Пуль и Вагнер.
До 1890х годов на немецком рынке художественной мозаики преобладала компания Сальвиати, однако, в 1889 году в Берлине, инженером Фридрихом Пулем и художником Августом Вагнером была основана фирма, вскоре сама ставшая монополистом немецкого рынка художественной мозаики и витража.
После многочисленных опытов в стеклоделании ими было организовано собственное производство стекла.
Уже к 1896 г. число работников компании достигало 30–40 человек; для подготовки кадров компания привлекает специалистов-итальянцев.
В 1904 г. компания строит новый стекольный завод.
С самого начала своего существования компания получила поддержку имперской администрации, получая от нее большинство заказов.
Одним из первых заказов компании была фасадная мозаика для портала Эммаусской церкви (Emmauskirche) в Берлине (1890–1893).
Мозаика портала Эммаусской церкви. Пуль и Вагнер.
В то же время (1891–1892) мастерская работает над светским заказом мозаичным панно с аллегорическим изображением музы искусства для фасада Нового театра в Берлине.
Панно для Нового театра в Берлине. Пуль и Вагнер.
Мастерская много работает над заказами для культовых зданий: ими была изготовлена мозаика портала церкви Иммануила (Immanuelkirche, 1893), церкви Благодати (Gnadenkirche, 1891–1895), Новой Назаретской церкви (Neue Nazarethkirche, 1891–1893), Мемориальной церкви Кайзера Фридриха (1893–1895, разрушена), Церкви Спасителя в Иерусалиме (1893–1898), церкви Георгия (1898, разрушена).
Мозаика портала ц. Иммануила. Берлин. Пуль и Вагнер.
Особо стоит выделить мозаичное оформление интерьера Мемориальной церкви Кайзера Вильгельма в Берлине (1891–1895).
Мозаика мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине. Пуль и Вагнер.
Среди светских заказов этого времени мозаика для фасада и атриума здания Верховного Суда земли Мекленбург-передняя Померания (1889–1893), а также одни из ранних в истории мозаики коммерческих рекламных панно, выполненные для ворот офиса компании «AEG» (Allgemeine Elektricitaets-Gesellschaft «Общей электрической компании») в Берлине.
Компания «Пуль и Вагнер» выполнила множество заказов за пределами Германии, таким образом, приобретая международное значение. Среди работ «Пуль и Вагнер»: мозаика фонтана Абдулхамида (известного как «немецкий фонтан») в Стамбуле, мозаика алтарной части храма Христа Спасителя (Спас на водах) в Санкт-Петербурге, мозаика «Золотого зала» ратуши в Стокгольме, мозаика для христианского храма в Токио.
Мозаика купола «немецкого фонтана» в Стамбуле. Компания Пуль и Вагнер.
Мозаика мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине. Пуль и Вагнер.
Среди светских заказов этого времени мозаика для фасада и атриума здания Верховного Суда земли Мекленбург-передняя Померания (1889–1893), а также одни из ранних в истории мозаики коммерческих рекламных панно, выполненные для ворот офиса компании «AEG» (Allgemeine Elektricitaets-Gesellschaft «Общей электрической компании») в Берлине.
Компания «Пуль и Вагнер» выполнила множество заказов за пределами Германии, таким образом, приобретая международное значение. Среди работ «Пуль и Вагнер»: мозаика фонтана Абдулхамида (известного как «немецкий фонтан») в Стамбуле, мозаика алтарной части храма Христа Спасителя (Спас на водах) в Санкт-Петербурге, мозаика «Золотого зала» ратуши в Стокгольме, мозаика для христианского храма в Токио.
Мозаика купола «немецкого фонтана» в Стамбуле. Компания Пуль и Вагнер.
Мемориальная церковь кайзера Вильгельма один из символов столицы Германии и одна из любимых церквей берлинцев. Была сооружена по проекту архитектора Франца Швехтена в 1891—1895 гг. в честь германского кайзера Вильгельма I по приказу его внука, последнего кайзера Германии Вильгельма II. Долгое время она была самой высокой церковью Берлина (ее высота составляла 113 м).
Однако в середине XX в. церкви суждено было стать мемориалом разрушения и созидания. 23 ноября 1943 г. в церкви шла проповедь на тему «Всё проходит!», а спустя несколько часов храм был разрушен в результате бомбардировки союзников.
Когда после войны возник план построить на месте разрушенной церкви новое здание, только одна из многочисленных берлинских газет получила более 47 тысяч гневных писем протеста. Сопротивление возымело успех. Руины когда-то 68-метровой башни были сохранены на специально сконструированной платформе. Вокруг руин архитектор Эгон Айерман создал новые детали здания.
Однако в середине XX в. церкви суждено было стать мемориалом разрушения и созидания. 23 ноября 1943 г. в церкви шла проповедь на тему «Всё проходит!», а спустя несколько часов храм был разрушен в результате бомбардировки союзников.
Когда после войны возник план построить на месте разрушенной церкви новое здание, только одна из многочисленных берлинских газет получила более 47 тысяч гневных писем протеста. Сопротивление возымело успех. Руины когда-то 68-метровой башни были сохранены на специально сконструированной платформе. Вокруг руин архитектор Эгон Айерман создал новые детали здания.
Храм Христа Спасителя в Петербурге.
Старое фото.
В 1905 г компания получает патент на изготовление «мозаичного стекла».
Как и другие студии мозаики, компания выполняла мозаичные панно для надгробных памятников.
Мозаичные панно для надгробий. Пуль и Вагнер.
В 1914 г. компания Пуль и Вагнер объединяется с компанией цветного стекла Готтфрида Хайнерсдорфа, занимавшейся производством витражей. Август Вагнер вытесняет своего старого партнера Фридриха Пуля и остается соучредителем вдвоем с Хайнерсдорфом. Хайнерсдорф становится коммерческим и арт-директором объединенной компании. Поскольку Хайнерсдорф работал с художниками-экспрессионистами, это переориентировало компанию с исторического материала, на котором она работала с начала своего основания на тогдашнее современное искусство.
I Мировая война привела компанию, ориентированную на государственные и церковные заказы, к угрозе банкротства. В 1916 г. Вагнер обращается за помощью к императору Вильгельму: тот, в свою очередь, отвечает «императорским письмом», где обращается к обществу с просьбой помочь компании. Компания была спасена благодаря Отто Больту родственнику Хайнерсдорфа, ссудившему компании 800000 марок.
В начале 1920х гг. компания ориентируется на американский рынок. Мозаика стала необычайно востребована передовым и молодым американским обществом еще не знавшим войн и революций.
В 1923 г. совместно со студией Эмиля Фрея в США была образована Равеннская мозаичная компания с двумя отделениями в Сент-Луисе и Нью-Йорке.
Компания расширяет предложение новыми материалами и техническими приемами: для удешевления используется комбинированная или «силуэтная» техника, когда мозаикой выкладывается только фигуративная часть, а фоны отделываются декоративной штукатуркой. В качестве материала начинают использовать также натуральный камень.
Храм Христа Спасителя (Спас на Водах) был построен на берегу Невы как памятник воинам, погибшим на русско-японской войне (1904–05 гг). Его архитектурный облик почти полностью копировал Дмитриевский собор во Владимире. Поскольку строительство и отделка храма осуществлялась в сжатые сроки, было решено отдать выполнение части мозаичной отделки фирме Пуль и Вагнер, остальную часть мозаик выполнила мастерская Академии художеств. Храм был взорван в 1932 г. Некоторые элементы отделки, в т.ч. и фрагменты мозаик были найдены на дне Невы и сохранились в музеях.
Приход к власти в Германии нацистов принес компании Вагнера новые заказы.
«Золотой зал» стокгольмской ратуши является традиционным местом проведения церемонии вручения Нобелевской премии.
Сохранилась мозаика, изготовленная фирмой в период пребывания у власти в Германии нацистов. Это панно, изготовленное к открытию Программы зимней благотворительности немецкого народа (Winterhilfswerk (WHW)) в 1934 г.
Панно к открытию Программы зимней
благотворительности немецкого народа.
Подписано: Август Вагнер. 1934 г.
В 1935 г. Август Вагнер, пользуясь тем, что Хайнерсдорф был наполовину евреем, избавляется и от него: Хайнерсдорфу было официально запрещено заниматься мозаикой (сначала он открывает фотомастерскую, а в 1937 эмигрирует во Францию). Вагнер остается единственным учредителем.
В немецкой литературе можно встретить утверждение о том, что в 1949 году компанией была выполнена мозаичная отделка мемориала советскому воину в Трептов парке. Советская же литература утверждает, что мозаика мемориала выполнялась советскими художниками. Несмотря на полную замалчиваний, ошибок и откровенных наглых подлогов советскую литературу периода 1950х годов, видимо, следует признать авторство за советскими художниками (хотя бы, потому что это утверждается не одним, а несколькими исследователями), либо могло быть какое-то сотрудничество с немецкими мозаичистами из-за чего и могла возникнуть такая двойственность информации.
В 1950е гг. компания существует, получая преимущественно частные заказы. Однако, окончательная изоляция западного Берлина со строительством Берлинской стены в 1961 г., к 1969 г. приводит компанию к распаду.
← Назад, в раздел «Новое время»
Панно к открытию Программы зимней
благотворительности немецкого народа.
Подписано: Август Вагнер. 1934 г.
В 1935 г. Август Вагнер, пользуясь тем, что Хайнерсдорф был наполовину евреем, избавляется и от него: Хайнерсдорфу было официально запрещено заниматься мозаикой (сначала он открывает фотомастерскую, а в 1937 эмигрирует во Францию). Вагнер остается единственным учредителем.
В немецкой литературе можно встретить утверждение о том, что в 1949 году компанией была выполнена мозаичная отделка мемориала советскому воину в Трептов парке. Советская же литература утверждает, что мозаика мемориала выполнялась советскими художниками. Несмотря на полную замалчиваний, ошибок и откровенных наглых подлогов советскую литературу периода 1950х годов, видимо, следует признать авторство за советскими художниками (хотя бы, потому что это утверждается не одним, а несколькими исследователями), либо могло быть какое-то сотрудничество с немецкими мозаичистами из-за чего и могла возникнуть такая двойственность информации.
В 1950е гг. компания существует, получая преимущественно частные заказы. Однако, окончательная изоляция западного Берлина со строительством Берлинской стены в 1961 г., к 1969 г. приводит компанию к распаду.
← Назад, в раздел «Новое время»
Программа зимней благотворительности (Winterhilfswerk) официальная программа нацистской партии, созданная для помощи голодающим нищим в период холодных зим. Провозглашена Гитлером после вступления в должность канцлера в речи 13 сентября 1933 г.: «Эта великая кампания против голода и холода руководствуется следующим принципом: мы разрушили международную солидарность трудящихся. Мы хотим построить живую национальную солидарность немецкого народа». Нацистские благотворительные программы должны были создавать благоприятный облик партии и были важным инструментом ее влияния на общество, наряду с пропагандой, убеждением и принуждением.
Один из учредителей компании Гердт Вагнер, стал высокопоставленным деятелем нацистской партии от пропаганды.
Сейчас мозаика с нацистским орлом, созданная Августом Вагнером, продается на одном из открытых аукционов. Ее начальная цена $3700, «ожидаемая» $15000–$20000.
Один из учредителей компании Гердт Вагнер, стал высокопоставленным деятелем нацистской партии от пропаганды.
Сейчас мозаика с нацистским орлом, созданная Августом Вагнером, продается на одном из открытых аукционов. Ее начальная цена $3700, «ожидаемая» $15000–$20000.